ШУТКИ И ЛЕГЕНДЫ ЗНАМЕНИТОГО АНИЧКОВА МОСТА В ПИТЕРЕ. ПОЧЕМУ ПОДКОВАНЫ НЕ ВСЕ КОНИ, ПОЧЕМУ ЕГО НАЗВАЛИ "МОСТ 18 ЯИЦ" И НЕ ТОЛЬКО
Аничков мост через Фонтанку - один из известнейших и знаменитых в Петербурге. Около него всегда можно встретить туристов и экскурсантов. И любят его не просто так - мост украшают 4 конные скульптуры, выполненные знаменитым мастером, скульптором бароном Петром Карловичем Клодтом.
Скульптуры получились настолько превосходными, реалистичными и приятными глазу, что Петербург их воспринял на ура. По легенде, Николай I даже сказал тогда автору: "Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем любой жеребец!" См. Фото 1:
Легенд и интересностей вокруг конной группы много. По замыслу автора 4 скульптуры по теме "Укрощение дикого коня" означают 4 стадии подчинения Природы человеком, 4 стадии укрощения дикого животного - от попытки взятия под узцы до полного контроля и ведения смирного коня.
Чтобы увидеть всю историю полностью, раскрыть тему, зритель должен переходить от одной статуи к другой последовательно, как бы "читая главы" укрощения.
Выше первая стадия, а вот заключительная, четвёртая. См. Фото 2:
Я специально показываю сейчас именно их. Обратите внимание - конь на первой стадии не подкован, а на четвёртой подковы имеются.
И правда. Первая композиция: См. Фото 3:
И четвёртая: См. Фото 4:
По замыслу подковы появляются по мере укрощения коня, но питерский фольклор объясняет это и так:
"У тех двух коней, которые смотрят в сторону центра и повёрнуты задом к Литейному проспекту, подковы есть потому, что в районе Литейного располагались литейные мастерские и кузницы. Поэтому кони, "бегущие" от них, уже подкованы.
Противоположные же два коня, что смотрят в сторону Литейного и "скачут" от центра ещё без подков потому, что до Литейного и кузниц они ещё не добежали и подковка им только предстоит".
Скорее всего, это лишь легенда. Я думаю, кузницы были разбросаны по всей тогдашней столице. Ведь это "автосервис" тех времён и их должно быть много, ведь в городе было много лошадей.
Вот "безподковный" конь "спешит" к Литейному. См. Фото 5:
Здесь же, на первой композиции, мы видим надпись "Лепил и отливал барон Клодт. 1849". Шутят питерцы и по этой теме:
"Поймал как-то милиционер писающего с Аничкова моста мужика. Говорит:
"Что же ты делаешь? Это же культурная ценность! Видишь, сам барон Клодт отливал!"
А мужик в ответ: "Ну вот, дожили! Барону, значит, отлить можно, а простому рабочему нет??"
Кстати, многие произносят название моста Аничков - с ударением на А. А ведь он "АнИчков".
Название пошло от Аничковой слободы, которую в петровские времена построил рабочий батальон, руководимый инженер-подполковником одного из пехотных полков Аничковым. Он же построил здесь и первый мост, впоследствии заменённый и перестраивающийся, пока в середине 19-го века не появился нынешний.
Кстати одно время, в середине 18-го века, мост назвался Невским, но название не прижилось.
И я до сих пор не показал вторую композицию. См. Фото 6:
Из-за конных групп и находившегося здесь до революции городового, что охранял статуи и мост, народ прозвал Аничков мост "Мостом 18 яиц". Как почему? 4 коня и 4 юноши на статуях + городовой!
А вот и третья конная композиция. См. Фото 7:
В заключение - ещё из шуток. Когда была борьба с алкоголизмом, говорили, что в Северной столице не пьют только 4 мужика и они находятся на Аничковом мосту. И всё потому, что им просто некогда - они держат коней.
Вот такой весёлый мостик:)
Фото 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7: Одна из конных скульптур на Аничковом мосту. Санкт-Петербург